<< Назад

Принцип работы радар-детекторов и радарных комплексов

   Довольно часто на форумах, в отзывах о радар-детекторах приходится читать жалобы на то, что «мой антирадар поздно сработал на триногу», «проехал 3 камеры, на одну сработал метров за 300, а на 2 вообще не откликнулся» и т.п. Естественно люди ссылаются на плохую работу купленного товара. Я, конечно, не отрицаю то, что радар-детектор мог попасться бракованным или куплена неудачная модель антирадара, но, иногда читая отзыв, создаётся впечатление, что человек совершенно не понимает, по какому принципу работают радары ГИБДД, радар-детектор, не знают, по какому принципу распространяются радиоволны и тд. Все беды списывают только на антирадар. Давайте разберём случаи, когда ваш радар-детектор может сработать поздно, или вообще не подать сигнал.
Для начала кратко разберёмся, по какому принципу работают камеры ГИБДД.

Существуют три типа камер: радарные, лазерные и безрадарные.

Первый тип измеряет скорость при помощи радиоволн допплеровским методом, т.е скорость определяется по разности исходящего и входящего сигнала.

Второй тип работает тем же методом, что и первые, но используют лазер.

Третьи более интересны – они контролируют факт проезда авто через конкретную точку. Данные камеры стоят над полосами для общественного транспорта, контролируют встречку, а также замеряют среднюю скорость на некотором участке дороги (гуглите «система Автодория»). Чуть ниже мы ещё раз остановимся на этом.


Радар-детектор представляет себе устройство, включающее рупорную антенну для улавливания радиосигнала в определённом диапазоне, микросхемы с микропроцессором для обработки сигнала по особому алгоритму и отсеиванию ложных, линзы для улавливания лазерного излучения, дисплея с индикацией типа сигнала и динамика для звукового предупреждения. Некоторые модели оснащены GPS модулем, в котором заранее заложены координаты камер, а также некоторыми другими примочками.

Теперь посмотрим, как работает ваш радар-детектор (см. рисунок 1).

Рисунок 1 — Работа радар-детектора.

Возьмём идеальный случай: вы движетесь по горизонтальному прямому участку, впереди стоит обычная стационарная допплеровская камера, замеряющая скорость радиоволнами, при этом она постоянно включена. На рисунке 1 показаны местоположения камеры, вашего автомобиля в разных позициях, жирной зелёной линией порог срабатывания антирадара, штрихпунктирной осевой линией место замера скорости. В дальнейшем обозначения не изменяются.
В положении 1 вы движетесь по дороге, ваш радар-детектор «молчит» (ведь сигнала нет).
Поз. 2: вы въезжаете в зону облучения, ваш радар-детектор обработал сигнал и выдал вам предупреждение об опасности. Я условно обозначил зелёной линией порог срабатывания. Он зависит от интенсивности радиосигнала. Радар ГИБДД, как и любой источник радиоизлучения, имеет своё поле рассеивания радиоволн, с расстоянием волны рассеиваются, и антенне уловить сложнее (для этого нужна более мощная и большая по размеру антенна). Обозначим Dср – дальность срабатывания.
Поз 3: именно в этой точке классическая камера замеряет скорость. Здесь интенсивность сигнала наибольшая. В случае дальнейшего движения сигнал будет ослабевать. Обозначим Dзам – дальность замера.
Поз. 4: вы проехали камеру, сигнал становится настолько слабым, что ваш антирадар «замолкает».
Прошу обратить внимание, что скорость замеряется ТОЛЬКО в поз.3, всё остальное – это рассеивание радиоволн!
Теперь перейдём собственно к теме вопроса. Всё таки «почему мой антирадар поздно меня оповестил?». От чего это зависит:
1. Тип и модель камеры ГИБДД. Тактика ГИБДД.
Как я выше сказал, существуют несколько типов камер. Теперь об этом поподробнее, плюс немного расскажу о моделях камер.
Есть т.н «шумные» камеры, например КРИС или АРЕНА. Обычно их ставят на горизонтальных балках, пролётах мостов или любой конструкции, висящей над дорогой над каждой полосой (рисунок 2).


Рисунок 2 — Стационарная Арена

Также их устанавливают в металлических коробках в разделительной полосе или любой опоре сбоку (Рисунок 3). Иногда и без него.