Довольно
часто на форумах, в отзывах о радар-детекторах приходится читать жалобы на то,
что «мой антирадар поздно сработал на триногу», «проехал 3 камеры, на одну
сработал метров за 300, а на 2 вообще не откликнулся» и т.п. Естественно люди
ссылаются на плохую работу купленного товара. Я, конечно, не отрицаю то, что
радар-детектор мог попасться бракованным или куплена неудачная модель
антирадара, но, иногда читая отзыв, создаётся впечатление, что человек
совершенно не понимает, по какому принципу работают радары ГИБДД,
радар-детектор, не знают, по какому принципу распространяются радиоволны и тд.
Все беды списывают только на антирадар. Давайте разберём случаи, когда ваш
радар-детектор может сработать поздно, или вообще не подать сигнал.
Для начала кратко разберёмся, по какому принципу работают камеры ГИБДД.
Существуют три типа камер: радарные, лазерные и безрадарные.
Первый тип измеряет скорость при помощи радиоволн допплеровским методом, т.е скорость определяется по разности исходящего и входящего сигнала.
Второй тип работает тем же методом, что и первые, но используют лазер.
Третьи более интересны – они контролируют факт проезда авто через конкретную точку. Данные камеры стоят над полосами для общественного транспорта, контролируют встречку, а также замеряют среднюю скорость на некотором участке дороги (гуглите «система Автодория»). Чуть ниже мы ещё раз остановимся на этом.
Радар-детектор представляет себе устройство, включающее рупорную антенну для
улавливания радиосигнала в определённом диапазоне, микросхемы с
микропроцессором для обработки сигнала по особому алгоритму и отсеиванию
ложных, линзы для улавливания лазерного излучения, дисплея с индикацией типа
сигнала и динамика для звукового предупреждения. Некоторые модели оснащены GPS
модулем, в котором заранее заложены координаты камер, а также некоторыми другими
примочками.
Теперь посмотрим, как работает ваш радар-детектор (см. рисунок 1).
Рисунок
1 — Работа радар-детектора.
Возьмём идеальный случай: вы движетесь по горизонтальному прямому участку,
впереди стоит обычная стационарная допплеровская камера, замеряющая скорость
радиоволнами, при этом она постоянно включена. На рисунке 1 показаны
местоположения камеры, вашего автомобиля в разных позициях, жирной зелёной
линией порог срабатывания антирадара, штрихпунктирной осевой линией место
замера скорости. В дальнейшем обозначения не изменяются.
В положении 1 вы движетесь по дороге, ваш радар-детектор «молчит» (ведь сигнала
нет).
Поз. 2: вы въезжаете в зону облучения, ваш радар-детектор обработал сигнал и
выдал вам предупреждение об опасности. Я условно обозначил зелёной линией порог
срабатывания. Он зависит от интенсивности радиосигнала. Радар ГИБДД, как и
любой источник радиоизлучения, имеет своё поле рассеивания радиоволн, с
расстоянием волны рассеиваются, и антенне уловить сложнее (для этого нужна
более мощная и большая по размеру антенна). Обозначим Dср – дальность
срабатывания.
Поз 3: именно в этой точке классическая камера замеряет скорость. Здесь
интенсивность сигнала наибольшая. В случае дальнейшего движения сигнал будет
ослабевать. Обозначим Dзам – дальность замера.
Поз. 4: вы проехали камеру, сигнал становится настолько слабым, что ваш
антирадар «замолкает».
Прошу обратить внимание, что скорость замеряется ТОЛЬКО в поз.3, всё остальное
– это рассеивание радиоволн!
Теперь перейдём собственно к теме вопроса. Всё таки «почему мой антирадар
поздно меня оповестил?». От чего это зависит:
1. Тип и модель камеры ГИБДД. Тактика ГИБДД.
Как я выше сказал, существуют несколько типов камер. Теперь об этом
поподробнее, плюс немного расскажу о моделях камер.
Есть т.н «шумные» камеры, например КРИС или АРЕНА. Обычно их ставят на
горизонтальных балках, пролётах мостов или любой конструкции, висящей над
дорогой над каждой полосой (рисунок 2).
Рисунок 2 — Стационарная Арена
Также их устанавливают в металлических коробках в разделительной полосе или любой опоре сбоку (Рисунок 3). Иногда и без него.
Рисунок
3 — Пример установки Арены на столбе сбоку от трассы.
Их улавливает любой самый дешёвый радар-детектор ибо это и есть т.н «идеальный случай», показанный выше. Dср=1,5…2 км для нормального антирадара, бывает даже раньше. Есть такие же мобильные комплексы, по ним ваш радар сработает где-то за 600-1000 м(Рисунок 4)
Рисунок 4 – Мобильный комплекс Арена (аналогично выглядит Крис)
Существуют малозаметные радары типа Кордон, Кречет или Робот (он же мультирадар, смотри рисунки 5…7). Если ваш антирадар поймал её за 200-300 м, то это очень хороший результат! (при этом если камера стояла «в лоб» — кстати об этом ниже тоже напишу). Проблема заключается в импульсной работе этого радара, а также малой степени рассеивания радиоизлучения.
Рисунок 5 – Радар Робот (мультирадар).
Его выдаёт здоровая прямоугольная коробка.
Рисунок 6 — Малозаметный Кречет.
Он настолько маленький, что заметить его на столбе – большая проблема. Но
встречаются к счастью редко(по крайней мере сколько езжу, видел только в
Тверской обл один такой, ну может ещё парочку штук где то).
Рисунок
7 – Визуально Кордон заметить сложно!
Их к сожалению всё больше и больше становится, видел в Нижнем Новгороде, в
Тверской области (пришли на смену Арен), в Тульской обл на М 4 «Дон» (в Туле их
выдаёт здоровая спутниковая тарелка).
Стрелка-СТ – тут всё ясно (смотри рисунок 8).
Рисунок 8 – Та самая Стрелка-СТ.
Та самая, которая в своё время нашумела из-за своей неуловимости, а теперь
средство пиара производителями антирадаров. Коротко о ней: мало того, что она мало заметна, у неё особый алгоритм работы: метров за 400 она «ловит» ваше авто
и «ведёт» до самой точки фотографирования (метров 30). Если на протяжении этого
расстояния вы превысили скорость, то она непременно сфотографирует вас. Это уже
не классический вышеописанный случай, тут Dзам – переменная величина! Есть ещё
версия Стрелка-М – мобильный комплекс, который устанавливается на газель и
выставляется где нибудь в кустах. Встречается редко, лично я с ними не
сталкивался…
Лазерные комплексы ЛИСД и АМАТА(Рисунок 9 и 10).
Рисунок
9 – Система Амата.
Рисунок 10 – Это не бинокль! Это ЛИСД.
ЛИСД внешне напоминает бинокль на
триноге. Пока что существуют только мобильные комплексы. Проблема заключается в
том, что «пока кнопку не нажмёшь – он не заработает», а также лазер практически
не рассеивается. Но зато легко отражается! Лазер легко заметить даже в
небольшом потоке машин. Отражённый луч от другой машины, строений, преломленный
через стекло впереди идущего авто уловит чувствительная линза вашего радара.
Если вы едите одни, и по вам начали работать лазером – сбрасывать бесполезно –
вас засняли…, поэтому понятие «порог срабатывания» сводится к нулю, а дальность
срабатывания зависит от интенсивности потока машин. Кстати при этом ваш
антирадар может периодически замалчивать.
Аналогично с ручными замерителями скорости типа Визир, Искра и др (Рисунок 11).
В простонародии «фен», «пистолет». Пока не нацелят на вас или кого то, антирадар
будет молчать как партизан. Разница лишь в использовании радиоволн вместо
лазера.