Довольно
часто на форумах, в отзывах о радар-детекторах приходится читать жалобы на то,
что «мой антирадар поздно сработал на триногу», «проехал 3 камеры, на одну
сработал метров за 300, а на 2 вообще не откликнулся» и т.п. Естественно люди
ссылаются на плохую работу купленного товара. Я, конечно, не отрицаю то, что
радар-детектор мог попасться бракованным или куплена неудачная модель
антирадара, но, иногда читая отзыв, создаётся впечатление, что человек
совершенно не понимает, по какому принципу работают радары ГИБДД,
радар-детектор, не знают, по какому принципу распространяются радиоволны и тд.
Все беды списывают только на антирадар. Давайте разберём случаи, когда ваш
радар-детектор может сработать поздно, или вообще не подать сигнал.
Для начала кратко разберёмся, по какому принципу работают камеры ГИБДД.
Существуют три типа камер: радарные, лазерные и безрадарные.
Первый тип измеряет скорость при помощи радиоволн допплеровским методом, т.е скорость определяется по разности исходящего и входящего сигнала.
Второй тип работает тем же методом, что и первые, но используют лазер.
Третьи более интересны – они контролируют факт проезда авто через конкретную точку. Данные камеры стоят над полосами для общественного транспорта, контролируют встречку, а также замеряют среднюю скорость на некотором участке дороги (гуглите «система Автодория»). Чуть ниже мы ещё раз остановимся на этом.
Радар-детектор представляет себе устройство, включающее рупорную антенну для
улавливания радиосигнала в определённом диапазоне, микросхемы с
микропроцессором для обработки сигнала по особому алгоритму и отсеиванию
ложных, линзы для улавливания лазерного излучения, дисплея с индикацией типа
сигнала и динамика для звукового предупреждения. Некоторые модели оснащены GPS
модулем, в котором заранее заложены координаты камер, а также некоторыми другими
примочками.
Теперь посмотрим, как работает ваш радар-детектор (см. рисунок 1).
Рисунок 1 — Работа радар-детектора.
Возьмём идеальный случай: вы движетесь по горизонтальному прямому участку,
впереди стоит обычная стационарная допплеровская камера, замеряющая скорость
радиоволнами, при этом она постоянно включена. На рисунке 1 показаны
местоположения камеры, вашего автомобиля в разных позициях, жирной зелёной
линией порог срабатывания антирадара, штрихпунктирной осевой линией место
замера скорости. В дальнейшем обозначения не изменяются.
В положении 1 вы движетесь по дороге, ваш радар-детектор «молчит» (ведь сигнала
нет).
Поз. 2: вы въезжаете в зону облучения, ваш радар-детектор обработал сигнал и
выдал вам предупреждение об опасности. Я условно обозначил зелёной линией порог
срабатывания. Он зависит от интенсивности радиосигнала. Радар ГИБДД, как и
любой источник радиоизлучения, имеет своё поле рассеивания радиоволн, с
расстоянием волны рассеиваются, и антенне уловить сложнее (для этого нужна
более мощная и большая по размеру антенна). Обозначим Dср – дальность
срабатывания.
Поз 3: именно в этой точке классическая камера замеряет скорость. Здесь
интенсивность сигнала наибольшая. В случае дальнейшего движения сигнал будет
ослабевать. Обозначим Dзам – дальность замера.
Поз. 4: вы проехали камеру, сигнал становится настолько слабым, что ваш
антирадар «замолкает».
Прошу обратить внимание, что скорость замеряется ТОЛЬКО в поз.3, всё остальное
– это рассеивание радиоволн!
Теперь перейдём собственно к теме вопроса. Всё таки «почему мой антирадар
поздно меня оповестил?». От чего это зависит:
1. Тип и модель камеры ГИБДД. Тактика ГИБДД.
Как я выше сказал, существуют несколько типов камер. Теперь об этом
поподробнее, плюс немного расскажу о моделях камер.
Есть т.н «шумные» камеры, например КРИС или АРЕНА. Обычно их ставят на
горизонтальных балках, пролётах мостов или любой конструкции, висящей над
дорогой над каждой полосой (рисунок 2).
Рисунок 2 — Стационарная Арена
Также их устанавливают в металлических коробках в разделительной полосе или любой опоре сбоку (Рисунок 3). Иногда и без него.