Более 5 млн
штрафов не смогла вынести Госавтоинспекция из-технической ошибки,
возникшей в базе данных. Адреса многих автовладельцев указываются
некорректно либо не указывается вообще, таким водителям невозможно
прислать «письма счастья». Острее всего ситуация ощущается в Москве: на
столицу приходится 25–30% всех фиксируемых нарушений в стране из-за
рекордного количества камер.
О проблемах, возникших из-за некорректной
работы федеральной информационной системы (ФИС) ГИБДД М, рассказал
начальник Госавтоинспекции Михаил Черников на прошедшей в Сочи
всероссийской ведомственной конференции. «Работает система более или
менее корректно, но есть вопросы переходного периода»,— заявил он. По
его словам, в Москве ГИБДД не сумела «с администрировать» более 5 млн
штрафных постановлений из-за «некорректного слияния баз данных». «То дом
не указали, то квартиру, то фамилию»,— пояснил он, но
деталей не раскрыл.
Первые
региональные базы данных у ГИБДД создавались еще в 1990-х, но общего
порядка их ведения не существовало. ФИС начала формироваться в середине 2000-х, в 2013–2014 годах на
систему потратили более 200 млн руб., с 1 января 2017 года регионы
используют исключительно ее. За систему отвечают ГИБДД России,
департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД, а
также ведомственное ФКУ «НПО "Спецтехника и спецсвязь"» (курирует
вопросы финансирования), следует из приказа МВД.
Первый зампред комитета Госдумы по
госстроительству Вячеслав Лысаков назвал сложившуюся ситуацию
«ожидаемой»: внедрение ФИС ГИБДД М происходило в тот момент, когда
информационные системы МВД курировал замминистра ведомства Александр
Махонов. Напомним, господин Махонов в конце 2017 года
подал рапорт об отставке — вскоре после того, как был арестован
начальник НПО «Спецтехника и спецсвязь» Андрей Нечаев. Последнего
обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК
РФ). По версии следствия, при создании полицейской информационной
системы ИСОД он принял у подрядчика незавершенные работы в рамках
контракта на 1,4 млрд руб. ФИС ГИБДД М как раз является составной частью
системы. «В ФИС были вложены огромные средства, но по факту система
получилась недоделанной, хотя были компании, который были готовы сделать
работу гораздо качественнее, с большим функционалом, чем у ФИС, и за
меньшие деньги,— считает господин Лысаков.— Теперь надо с Махонова
спрашивать, почему бюджет недополучил штрафов минимум на 2 млрд руб.
из-за ошибок системы. Думаю, дальше будет только хуже».
Если региональные базы данных еще живы, то
можно попробовать еще раз синхронизировать их с федеральной системой,
предполагает эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман, либо
«в ручном порядке выявлять каждый случай и запрашивать уточнение в
регионах с занесением в ФИС». .