Прежде всего, это относится к различиям в автопарке разных стран. Число погибших в ДТП зависит не только от численности населения и его структуры, но и от уровня автомобилизации страны. Несмотря на заметный рост российского автопарка (рис. 12), по сравнению с другими странами он все еще невелик.
*включая пикапы и легковые фургоны.
Рисунок 12. Автомобильный парк России, в тысячах
Источник. Статистический ежегодник России 2011, с. 478.
По числу автомобилей на 1000 жителей Россия уступает многим странам в разы (рис. 13).
Рисунок 13. Число легковых автомобилей на 1000 жителей в некоторых странах в 2010 (*2009) году
Источник: Statistical database of the UN Economic Commission for Europe (UNECE). http://w3.unece.org/pxweb/
В то же время, при относительно небольшом автопарке число ДТП и их жертв в расчете на один автомобиль в России намного выше, чем в странах с высоким уровнем автомобилизации (рис. 14).
Рисунок 14. Число погибших на 100000 легковых автомобилей в 2010 (*2009) году
Источник: Statistical database of the UN Economic Commission for Europe (UNECE). http://w3.unece.org/pxweb/
Из сказанного ясно, что если бы насыщенность автомобилями в России была такой же, как в типичных западных странах, то число ДТП и пострадавших в них было бы намного большим. Чтобы дать представление о порядке величин, сопоставим фактическое число погибших в ДТП в России в 2010 году с тем, каким оно могло бы быть при современном уровне автомобилизации в трех европейских странах – Великобритании, Швеции и Франции (мы ограничимся данными по легковым автомобилям, по которым имеется необходимая для расчетов информация).
Как следует из рис. 14, Великобритания и Швеция имеют очень низкие показатели смертности на дорогах. Этого удалось достичь благодаря долговременной и целенаправленной политике в области безопасности дорожного движения. Франция - страна со средним показателями транспортной смертности в европейском регионе. Поэтому интересно сравнить, насколько смертность в России превосходит аналогичный показатель в странах-лидерах, а также в стране со средними показателями транспортной смертности.
Как следует из табл. 1 и рис. 15 и 16, если бы в России уже сейчас был достигнут уровень автомобилизации трех взятых для сравнения стран без изменения уровня смертности от ДТП, то общее число погибших от этой причины, примерно, удвоилось бы. Но если бы, без увеличения автомобильного парка, удалось снизить смертность от ДТП в России в расчете на 10000 автомобилей до уровня европейских стран, то общее число погибших на дорогах России сократилось бы во много раз (при достижении французского уровня – в 6 раз, при достижении шведского – в 12,5 раза).
Таблица 1. Фактическое число погибших от ДТП в России в 2010 году и возможное число погибших при уровнях автомобилизации и смертности от ДТП в трех странах и современной численности населения России
Уровень автомобилизации в 2010 г. |
Гипотетическое число автомобилей в России при уровне автомобилизации соответствующих стран |
Гипотетическое число погибших в России при уровне автомобилизации соответствующих стран и их смертности от ДТП в расчете на 10000 автомобилей, тысяч человек |
|||
Великобритания (0,65) |
Швеция (0,62) |
Франция (1,28) |
Россия (7,73) |
||
Великобритании |
67,3 |
4375 |
4173 |
8614 |
52023 |
Швеции |
65,3 |
4245 |
4049 |
8358 |
50476 |
Франции |
70,5 |
4583 |
4371 |
9024 |
54496 |
России (фактическое положение) |
26,6 |
2236 |
2133 |
4403 |
26591 |
В скобках - число погибших на 10000 автомобилей в 2010 году в соответствующей стране.
Рисунок 15. Фактическое число погибших в ДТП в России в 2010 году и гипотетическое число погибших в России при уровне автомобилизации трех стран и нынешнем российском уровне смертности от ДТП, тысяч
Рисунок 16. Фактическое число погибших в ДТП в России в 2010 году и гипотетическое число погибших в России при уровне смертности от ДТП в трех странах и нынешнем российском уровне автомобилизации, тысяч